Одним из главных направлений моей работы является развитие навыков ориентировки в пространстве. Систематическое использование дидактических игр показывает их эффективность для формирования пространственных представлений у детей с нарушением зрения.

Для детей старшего дошкольного возраста предлагаю следующие игры на ориентировку в пространстве:

Д/и «Угадай, где спрятали» Цель: Упражнять детей в умении ориентироваться в пространстве.

Педагог объясняет: «Сейчас я спрячу эту игрушку, ты будешь ее искать, а я – помогать тебе: говорить, с какой стороны искать игрушку». Ребенок выходит из комнаты, взрослый в это время прячет игрушку. Ребенок входит и останавливается около какого-нибудь предмета. Если там игрушки нет, взрослый говорит: «Иди вперед (назад)». Если игрушка спрятана вблизи того предмета, где остановился ребенок, взрослый говорит: «Ищи справа (слева). Когда игрушка найдена, ее прячет ребенок.

Д/и «У кого что получилось» Цель: Направлена на упражнение в пространственных ориентировках.

 На листах в клеточку дети под диктовку ведут линию. Если ребенок вел ее правильно, т.е. выполнял указания направления, точно считал клеточки, у него получается рисунок или картинка. Это и является показателем правильного выполнения.

Д/и «Когда это бывает» Цель: Для закрепления временных понятий.

Детям даются сюжетные картины с изображением времен года, педагог кладет маленькие карточки рисунком вниз. Затем берет маленькую карточку и, не показывая ее детям, спрашивает: — В какое время года  лепят снеговика? Тот, у кого на большой карточке изображена зима, должен ответить: — Зимой.

Если ответ правильный, играющий получает маленькую карточку. После этого ведущий может задать еще ряд вопросов, например: — В какое время года белка бывает серой?

Д/и «Где чей домик?» Цель: Продолжать учить детей определять пространственные направления: вперед-назад, вверх-вниз, направо-налево.: — Перед ребенком лист бумаги, на котором нарисованы домики разного цвета. В красном домике живет черепаха, в синем – лиса, в зеленом — белка. Животные эти заблудились и не могут попасть к себе домой. Поможем им?

Д/и «Что где находится?» Цель: Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо на  занятиях.

Ребенок показывает правую руку и называет, что находится справа, а затем ему предлагают закрыть глаза, повернуться на одном месте несколько раз, предлагают открыть глаза, и опять просят показать правую руку, назвать то, что находится справа от него. Таким образом, проводится работа и с левой рукой.

Д/и «Что стоит внизу, наверху» Цель: знакомство с пространственными отношениями, выраженными с помощью предлогов “на”, “под”, “рядом”.

Д/и «Назови соседей» Цель: учить ориентироваться на микроплоскости.

На  листе бумаги, хаотично расположены изображения различных предметов.

Педагог просит найти изображение какого-то предмета и определить: — что изображено справа от него, — что нарисовано под ним, — что находится вверху справа от заданного предмета, и т.п.

Д/и «Лабиринт»

Ребенку дается лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочной указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к корзинке со цветами.             

               

Д/и «Геометрический диктант»

Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур.  Детям дается задание, где должны выполнить в быстром темпе. Например, синий квадрат положить в правый нижний угол, красный прямоугольник – в центр листа, и т.д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения.

А также подвижные игры служат для закрепления и совершенствования движений. В процессе игр создаются условия для развития моторики, двигательной координации, а также, ловкости, быстроты, выносливости. Подвижные игры способствуют формированию нравственных качеств, привычек и навыков жизни в коллективе. Как правило, подвижные игры – игры коллективные, поэтому у детей вырабатываются элементарные умения ориентироваться в пространстве, согласовывать свои движения с движениями других играющих, находить свое место в колонне, в кругу; не мешая другим, по сигналу быстро убегать или менять место в зале, на игровой площадке и т.д. Игра помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость. Подчинение правилам игры воспитывает у детей организованность, внимание, умение управлять своими движениями, способствует проявлению волевых усилий.

Тифлопедагог: Эркинова С.Н.