Известно, что нарушение зрительных функций, являясь первичным дефектом влечет за собой вторичные отклонения в формировании познавательной деятельности ребенка. Повседневная деятельность сложна и многогранна, она сопряжена с ориентировкой в пространстве, восприятием окружающей действительности, самоконтролем. Если зрительное восприятие нарушено, нарушаются память, внимание, мышление, воображение. Есть множество игр и упражнений для коррекции (исправлении) этих нарушений.
Роль памяти для воспитания ребенка с нарушением зрения значима. Это объясняется тем фактом, что слабовидящий ребенок должен запомнить столько же, сколько и нормально видящий.
Можно для развития памяти проводить такие игры и упражнения:
- «Что изменилось?»
- «Чего не стало?»
- «Чем отличается?»
- «Запомни и назови»
- «Запомни стихотворение»
- «Посмотри и запомни»
Для любого ребенка, особенно с нарушением зрения, очень важно развивать память. Для этого используем такие игры:
- «Найди пару»
- «Кого не стало?»
- «Ты откуда?»
- «Летает-не летает»
- «Найди отличия»
У слабовидящих детей все виды мышления проходят те же этапы, что у детей нормальным зрением. Однако у детей с дефектами зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, затруднения при классификации предметов.
Рекомендуются следующие игры:
- «Так бывает или нет?»
- «Что сначала, что потом?»
- «Что лишнее?»
- «Отгадай загадки»
- «Подходит – не подходит»
Воображение тесно связано с мышлением. Воображение играет главную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности.
Для развития воображение рекомендуем игры:
- «На что это похоже?»
- «Чья это тень?»
- «Оживи фигурку»
- «Сочиняем сказку вместе »
- «Придумай новый конец знакомой сказки»
Учитель-дефектолог Федотова А. И.