Особый период в развитии ребенка – это дошкольное детство. В этот период, дети не всегда могут понять чувства других, не осознают свое настроение и внутреннее состояние.

Отсюда и возникают трудности в отношениях со взрослыми и сверстниками. Важную роль в жизни ребенка играют эмоции. Дошкольный возраст является периодом приобщения к миру общечеловеческих ценностей, это время установления первых отношений с людьми. Важную роль в развитии личности ребенка играет процесс умения познавать себя, выражать свои эмоции, понимать эмоциональное состояние собеседника. Познание детьми самих себя, понимание эмоционального состояния и поступков других людей формирует у ребенка эмпатию.

Какие бывают эмоции? Можно ли самому управлять своими эмоциями, и как научиться этому? Что влияет на наши чувства? Как мы общаемся с окружающим миром и реагируем на него? На все эти вопросы в занимательной и доступной для детей форме мы постарались ответить на тематическом интерактивном занятии для воспитанников старших и подготовительных групп.

Вместе с педагогом-психологом ребята поиграли в подвижную игру «Встреча», представив себе встречу друзей-весельчаков, под задорный стих изображали радость и удивление, строили рожицы, хлопали в ладоши, топали ногами, жали друг другу руки и от души улыбались. Подобные игры благотворно влияют на развитие дружеской атмосферы в группе, помогают ребенку выплеснуть энергию и сбросить эмоциональное напряжение.

Также важно развивать один из механизмов проникновения во внутренний мир другого человека – моторное проигрывание. Учить детей воспроизводить некоторые компоненты выразительного поведения окружающих. Научиться этому прекрасно помогает упражнение «Зеркало настроения» — дети стоят лицом друг к другу, один ребенок – зеркало, другой – тот, кто смотрит в зеркало и пытается с помощью мимики, жестов и поз отразить различные эмоциональные состояния (радуется, дуется, удивляется, грустит, злится и т.д.), а зеркало повторяет выразительные движения.

На заключительном этапе занятия для закрепления полученных знаний и умений, развития творческих и коммуникативных способностей, стимулирования творческого самовыражения и раскрытия своего «Я» дети изобразили свое настроение при помощи линий и цвета – раскрасили маленькие облачка, дорисовав на них эмоции. Цель арт-терапии «Облако-настроения» не научить ребенка рисовать, а дать выход творческой энергии. Чувства и эмоции нередко находят выражение с помощью используемых детьми символов. В своем творчестве дети, не задумываясь, рисуют, изображают и воспроизводят то, что чувствуют, а главная задача родителей и воспитателей – понимать и принимать эмоции ребенка и своим примером показывать, что если человек открыт и добр к окружающим, то они обязательно ответят взаимностью.

Педагог-психолог

Хвойнова Галина Андреевна