Пособие ЛЭПБУК  как средство развития речи детей с ОВЗ.

Что такое ЛЭПБУК?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме. Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук— это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.   В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу. Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально. Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Значение ЛЭПБУКА: 

Для педагога:

способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования — способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.
Для ребёнка:

способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме
На логопункте в специализированном ДОУ использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель — логопед, педагог — психолог, тифлопедагог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ должны активно применять данное пособие в своей работе.  Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: — уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи. Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

информативен
полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:

Поликарбонат любого цвета, самоклеящееся бумага под дерево (для основы, но можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками).
Обычная бумага, бумага для  ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
Ножницы.
Клей-карандаш для бумаги.
Степлер.
Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
Безграничная фантазия
Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.

    Содержание лэпбука по развитию речи «Речевичок»

1.        «Прочитай по первым буквам». Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова.

2.       «Засели картинку в домик». Цель игры: развивать умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.

3.       «Мой, моя, моё, мои». Цель игры: закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.

4.       Упрямые слова. Слова-близнецы. Слова-друзья. Слова наоборот. Цель: формирование семантического компонента речи детей (понимание значения слова) старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами и неизменяемыми словами русского языка (упрямые слова)

5.        Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

6.       Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.

7.        Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок

8.       «Цветок – восьмилепесток. Цель: обучение составлению и чтению слогов.

9.       Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.)

10.     Читайка. Цель: развивать первоначальные навыки чтения.

11.      Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.

12.     Мини кольца Луллия – игры: Раздели слово на слоги, найди нужную схему. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. Употребление предлогов, применение сигналов.

        Лэпбук формирует определённые качества у дошкольника, такие как:

уверенность в собственных силах;
любознательность;
способность к волевым усилиям;
самостоятельность;
инициативность.
Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, — это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.   .   Последовательная систематическая работа с лэпбуком по развитию слухового внимания, развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей, позволяет сократить количество детей с нарушенным произношением и фонематическим слухом. Таким образом новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС.

Учитель-логопед Платонова Н.М.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 + 6 =