Уважаемые родители! В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.

 Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала.

Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:

  • Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
  • Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
  • Надувать воздушные шарики;
  • Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.

Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:

  • Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
  • Собирать, перебирать ягоды;
  • Помогать взрослому полоть грядки;
  • Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
  • Играть с глиной, мокрым песком;
  • Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
  • Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
  • Перебирать крупы;
  • Раскрашивать раскраски цветными карандашами;

И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.

Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)

Назвать слова с определённым слогом, звуком;

Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…»);

Переделать известную сказку;

Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

Придумать продолжение сказки;

«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) — помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.

«Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.

 «Доскажи словечко» — взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.

Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:

— какими словами, красками можно описать время года;

— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;

— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;

— что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.

Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:

Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….

Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….

Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…

Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;

 «Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?

Что хорошего в болезни, а что плохого?

Что хорошего в дождике, а что плохого?

Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка — дочка — точка — кочка…

 «Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)

Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).

Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения. Уделяйте своему ребенку больше внимания.

Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!

Учитель-логопед Гаврильевой Алёны Сергеевны