Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.
Цель: определение местоположения предметного изображения в микропространстве по словесному указанию и по схеме.
Задачи: учить ребенка уверенно ориентироваться в малом пространстве (на столе, на доске, в тетради), ребенок с нарушением зрения от трудностей, которые ему тяжело преодолевать в силу особенностей его восприятия. Это выражается в умении оценивать пространственное положение предметов относительно друг друга и себя, определить точное местоположение предмета на горизонтальной и вертикальной плоскостях и словесно его описать. Игровые задания, помогают преодолевать эти трудности.
Предлагаю вашему вниманию примерные игры и игровые задания.
«Покажи и назови все предметы в верхней (нижней строчке)», «Покажи и назови предметы в центре(середине) таблицы», «Перечисли предметы слева направо и наоборот», «Покажи и назови все предметы левого(правого) столбика», «Какие предметы окружают носки (тапки и т.д.)
Задания даются в разной последовательности: сверху вниз, снизу, вверх, назвать соседей указанного изображения. Детям предлагается назвать «соседей» и местоположение указанного изображения сверху, снизу, справа, слева.
«Найди предмет по «адресу» и опиши его» — Педагог называет «адрес» одежды (обуви, головного убора), а дети заполняют соответствующие клетки индивидуальной таблицы карточками с силуэтными или контурными изображениями.
«Найди предмет по «адресу» и укажи «соседей» — Педагог называет «адрес» предметного изображения: первая строчка сверху, вторая клетка слева. Ребенок называет предмет и описывает его: «Это шляпа, она летняя, желтого цвета, украшена ромашками».
«Назови местоположение одежды (обуви, головных уборов) по описанию» — педагог описывает признаки предмета, не называя его. Ребенок отгадывает и находит одежду (обувь, головной убор) в цветной таблице, называя ее местоположение (какой столбик, какая строчка, какой предмет по счету).
В зависимости от заданий детям предлагаются работы с карточками как «Найди по контуру, по силуэту». Предлагается отгадать одежду (обувь, головные уборы не по описанию, а по «адресу» или по «соседям»: первый столбик справа, второй предмет снизу; сверху – туфли, снизу – тапки; под – платьем – над юбкой и т.д.
Работа с таблицами способствуют повышению познавательного уровня детей, развитию зрительных функций. Результатом занятий должно стать наличие у детей правильных представлений о предметах окружающего мира, умение ориентироваться в нем, устанавливать логические связи, повышение самооценки.
Тифлопедагог: Эркинова С.Н.