Для чего нужна артикуляционная гимнастика?
Известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.
Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.
Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.
Рекомендации к проведению упражнений:
Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?
Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.
Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.
В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.
Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.
«Улыбка»-растянуть губы в улыбке.
«Заборчик» -улыбнуться и обнажить зубы
«Красим нижний заборчик»-улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» нижние зубы. Движения вверх-вниз и влево-направо
-Ш-
«Дудочка»- с напряжением вытянуть губы вперед.
«Кружочек» — приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.
«Блинчик» — приоткрыть рот, широкий расслабленный, мягкий язык положить на нижнюю губу.
«Чашечка» — рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки». Спинка языка опущена.
-Л- и –Р-
«Окошко» — открыть рот – «жарко», закрыть рот «холодно».
«Качели» — открыть рот. Губы в улыбке. Кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.
«Красим верхний заборчик» — улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой”. Движения языка вверх-вниз и влево — вправо.
«Иголочка» — открыть рот. Улыбнуться. Кончик узкого языка поднять вверх к бугоркам верхних зубов.
Методические рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики
- Гимнастика проводится 10-15 минут.
- Упражнения выполнять перед зеркалом
- Каждое упражнение выполнять по 5 раз.
- Упражнение выполнять после показа взрослого.
- После того, как усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
Учитель-логопед: Гаврильева Алёна Сергеевна