Уважаемые родители! В связи с внеплановыми затянувшимися каникулами, родителям детей, которые занимались с логопедом, и сейчас нельзя забывать о занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение учебного года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за этот период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип, так и потеряться.
Потому этот период нужно использовать для закрепления пройденного материала.
Можно предложить ребёнку игры, которые тренируют силу и длительность выдоха:
- Обдувать одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
- Пускать мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
- Надувать воздушные шарики;
- Стараться надувать надувные игрушки, круги, мячи.
Развитию мелкой моторики способствуют следующие действия:
- Самообслуживанию (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- Собирать, перебирать ягоды;
- Помогать взрослому полоть грядки;
- Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
- Играть с глиной, мокрым песком;
- Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель)
- Собирать мозаики, конструкторы, паззлы;
- Перебирать крупы;
- Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
И, в любое время можно поговорить с ребёнком. Эти игры способствуют развитию связной речи.
Подбирать определения (Какие бывают собаки: большие, служебные …);
Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);
Игра «Угадай, что я вижу» (по описанию узнать задуманный предмет)
Назвать слова с определённым слогом, звуком;
Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;
«Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);
«А если бы» (помечтать на тему: «А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…»);
Переделать известную сказку;
Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);
Придумать продолжение сказки;
«Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);
Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).
Игры с мячом «Съедобное – несъедобное», «Живое – неживое», «Я знаю 5 названий (имен) …»,«Наоборот» (На слова с противоположным значением: высокий – низкий, легкий –тяжелый) — помогают отрабатывать ритм, скорость реакции, умение думать и говорить одновременно, увеличивают словарный запас ребенка.
«Глухие телефончики»- учат слушать другого человека, действовать по правилам.
«Доскажи словечко» — взрослый читает короткое стихотворение, а ребёнок должен догадаться и назвать в нем последнее слово.
Игры в слова. Они могут скрасить долгий путь в транспорте, скучный поход «по делам» или дачные хлопоты, и в то же время очень хорошо развивают словарь и слуховую память. К таким играм можно отнести:
— какими словами, красками можно описать время года;
— назови слово-предмет, слово-действие, слова-ассоциации, слово-цвет, только весёлые слова;
— расскажи о предмете: какой он (назови как можно больше прилагательных): яблоко какое? – зеленое, большое, твердое, сочное, душистое;
— что он может делать(назови как можно больше глаголов): цветок что делает? -растет, цветет, распускается, вянет и т.д.
Игра «Если бы, да кабы….». Ребёнку предлагается закончить предложение:
Если бы я был Улицей, то я бы…., потому что….
Если бы я был Музыкой, то я бы…., потому что….
Если бы я был дождиком, то я бы….,потому что…
Если бы я был мандарином, то я бы…, потому что…;
«Хорошо-плохо». Что хорошего в Бабе Яге, а что плохого?
Что хорошего в болезни, а что плохого?
Что хорошего в дождике, а что плохого?
Играйте в слова, где изменяется только один звук: почка — дочка — точка — кочка…
«Найди ошибку в предложении». ( В лес растут грибы. Шишки растут… ёлке.)
Учите ребёнка составлять рассказ по картинке. Объясните, что рассказ состоит из начала (короткого, как утро), середины (длинной, как день) и конца (короткого, как вечер).
Чаще говорите с ребёнком и не только на бытовом уровне, следите за собственной речью, избегайте слов-паразитов, ведь дети очень часто копируют речь родителей, их манеру общения. Уделяйте своему ребенку больше внимания.
Желаю Вам творчества, терпения и настойчивости!
Учитель-логопед Гаврильевой Алёны Сергеевны