Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога

с детьми среднего дошкольного возраста

 

Круликовская  Татьяна Владимировна — тифлопедагог

 

 

В нашем детском саду слабовидящие дети не выделены в отдельные группы, находятся вместе со здоровыми детьми.

 

Я занимаюсь  с детьми, имеющими сложные диагнозы и низкую остроту зрения .  С остальными детьми коррекционной работой занимаются воспитатели.

 

В начале года по рекомендациям ортоптистов  провожу обследование детей, формирую группы в зависимости от диагноза, зрительных нагрузок и

рекомендаций врача-окулиста.

 

В этом году у меня две средних группы: «Сказка» (11 детей) и «Лучик» (7 детей).

 

 

 

 

Провожу индивидуальные и подгрупповые занятия по 15-20 минут , 2-3 раза в неделю с каждой группой.

В кабинете имеется разнообразный материал по всем разделам программы.

 

Известно, что нарушение зрительных функций, являясь первичным дефектом, влечет за собой вторичное отклонение

в формировании познавательной деятельности ребенка.

 

Одной из важных задач, стоящих перед тифлопедагогом, является предотвращение отрицательного воздействия первичного дефекта на психофизическое развитие ребенка,

а так же целенаправленное воздействие на развитие зрительного восприятия.

 

Коррекционная работа тифлопедагога в средней группе направлена на развитие

 

сенсорных эталонов: цвета, формы, величины; осязания и мелкой моторики; ориентировки в пространстве, зрительного восприятия.

 

Одной из главных задач развития детей с нарушением зрения является развитие зрительного восприятия.

 

Дидактические игры и упражнения: «Дополни картинку», «Найди вторую половинку», «Сложи картинку», кубики, пазлы, «Предметные цепочки», «Чья тень» и др.

 


 

 

 

Так же закрепляем умение различать и называть форму геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник).

 

Дидактические игры и упражнения: «Угадай, что это», «Чудесный мешочек», «Найди предмет такой же формы», «Геометрическое лото»,

«Составь узор», «Где чей домик», «Составь из частей целое», «Лото «Цвет и форма», «Найди свой значок», «Найди пару», «Дополни изображение»,

«Какая фигура лишняя», «Развивающее лото» и др.

 


 

 

 

 

 

Учу использовать эталоны формы (геометрические фигуры) при выделении основной формы и формы деталей реальных предметов в окружающей обстановке.

 

Дидактические игры и упражнения: «Найди такой же», «Найди игрушку, похожую на прямоугольник, круг, квадрат»,

«Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник вокруг нас», «Найди пару», «Геометрическая мозаика», «На что похоже?», «Чего не хватает?», «Составь узор» и др.


 

 

 

Развиваю цветовосприятие, закрепляю знание основных цветов спектра, умение узнавать и называть цвет реальных предметов.

 

Дидактические игры и упражнения: «Подбери по цвету», «Составь узор», «Коврик надо украсить», «Найди свой домик»,

«Что у нас красное, синее, зеленое?», «Раскрась предмет, нарисуй радугу», «Окрась воду», «Цветной волчок», «Морские волны»,

«Радуга», «Собери оранжевую (красную, зеленую…) змейку», «Подбери все зеленые предметы», «Закончи узор», «Разноцветные сарафаны»,

«Разноцветные странички», «Оденем куклу» и др.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Закрепляю умение  называть и сличать величину предметов путем наложения и приложения.

 

Дидактические игры и упражнения: «Цветные круги», «Найди такой же величины», «Составь пирамиду», «Дорожки разной длины»,

«Нарисуй ниточки и ленточки разной длины», «Построй заборчик», «Мисочки», «Каждый предмет — в свою коробку», «Кто выше, кто ниже»,

«Найдите в группе самые высокие и самые низкие предметы», «Угадай по описанию», «Собери матрешку», Вкладыши и др.


 

 

 

 

 

 

 

Обучение ориентировке в пространстве. На пятом году жизни детей с нарушением зрения следует учить ориентировке в пространстве,

удаленном от групповой комнаты, и закреплять представления об ориентировке в помещении групповой комнаты.

Дети должны научиться ходить по лестнице, держась за поручень, при встрече с другим человеком обходить его с правой стороны.

 

Так же учу детей определять и словесно обозначать направления: вперед — назад, вверх — вниз, направо — налево.

Понимать и действовать в соответствии со словесными сигналами: быстро — медленно, высоко — низко, далеко — близко,

называть местоположение предметов в окружающей обстановке (стол у окна, игрушки в шкафу, ковер на полу и т. д.), относительно себя.

 

Дидактические игры и упражнения: «Положи, куда скажу», «Что где находится в кабинете, в группе»,

«Покажи правую руку, левую ногу, правый глаз и т.д.», «Кто где стоит» и др.


 

 

 

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук.

Поэтому, следующей задачей является развитие осязания и мелкой моторики рук.

 

Дидактические игры и упражнения: «Чудесный мешочек (овощи, фрукты, геометрические формы и др.),

«Узнай на ощупь», нанизывание бус в произвольном и заданном порядке,

 

«Сделаем бусы для мамы (красные, желтые и т.д.)», выкладывание узоров из счетных палочек,

сортировка бус, пуговиц, косточек, геометрических фигур, игры с прищепками, пуговками и др.

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

12 − восемь =